1. "Не подряд". Научное название здесь такое: "закон распределения
повторений во времени". Суть: число повторений, необходимых для полного
усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить все в один
присест. Чем больше надо повторений, то есть чем обширнее порция
запоминаемого материала, тем больше разница между требуемыми повторениями
"за один присест" и за несколько.
2. Необходимо систематически чередовать пассивное восприятие
запоминаемого материала с активными попытками припоминания с
психологической установкой на запоминание. Переход на эту новую систему
запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает.
3. По возможности чаще применять мнемотехнические (то есть не связанные
с содержанием запоминаемого) приемы. Например: "Каждый охотник желает
знать, где сидят фазаны". Здесь одно затруднение: рецепта, как самому
сочинять такие присказки-подсказки, не существует, а готовых приемов на все
случаи жизни не напасешься. Но их не трудно изобрести человеку, знакомому с
индивидуальными особенностями своей памяти. Нужно запомнить и
руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы - отдыхать
через смену занятий, а не через безделье. И это относится к памяти в полной
мере.
4. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти.
Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего
отрицательные, а также аффекты забываются плохо.
Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового,
зрительного и тонального слухового восприятия.
Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении
участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться
создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной,
87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем и
т.п.).
Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием
(ходьба, вязание и т.п.).
Если ввести себя в состояние самогипноза с помощью аутотренинга или
медитации с мысленным перевоплощением в другую личность запоминание
происходит быстрее и эффективнее.
Запоминание и воспроизведение в гипнозе происходит более быстро и
качественно.
Сон после обучения (запоминания) уменьшает забывание примерно в 2 раза.